По официальной информации от Государственного учреждения “Унаа”, полученной аналитическим отделом mashina.kg, минувший 2022 год является рекордным по ввозу легковых авто в Кыргызстан.
Если в 2020 и 2021 годах (в связи с пандемией и ее последствиями) общее количество первичных регистраций автомобилей не превышало 26 000 в год, то в 2022 году в Кыргызстан было завезено уже 57 298 авто из следующих стран:
Армения | 105 |
Беларусь | 3342 |
Германия | 1186 |
Грузия | 5842 |
Казахстан | 995 |
Литва | 8544 |
ОАЭ | 786 |
Южная Корея | 10883 |
РФ | 23676 |
США | 1404 |
Узбекистан | 486 |
Швейцария | 4 |
Япония | 45 |
Присоединение Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу в августе 2015 года объясняет тот факт, что Россия в 2016 году стала лидером по количеству ввезенных машин и остается им на протяжении последних 7 лет (рост с 7836 первичных регистраций в 2016 до 23676 – в 2022 году).
Следом за Россией с большим отставанием идут Южная Корея, Литва и Грузия с количеством первичных регистраций авто в 10883, 8544, 5842 соответственно. Если Литву и Грузию можно рассматривать как логистический хаб по перевозкам авто из США и Европы, то Южная Корея преимущественно является прямым поставщиком авто с ее крупными автопроизводителями – KIA и Hyundai. Стоит отметить, что в 2022 году из Южной Кореи завезли в 4 раза больше машин чем в 2021. Следствием этого стало двукратное увеличение в 2022 году количества объявлений марок KIA и Hyundai на mashina.kg по сравнению с 2021 году, с 15000 предложений до 31000 за год. При этом, поставки из Южной Кореи не ограничиваются только лишь корейскими автопроизводителями и часть ввезенных машин не остается на рынке Кыргызстана, а далее перепродается в третьи страны (в том числе и в Россию).
Что касается предыдущих годов, то летом 2018 года в Кыргызстане временно снизили размеры ставок таможенных пошлин на ввозимые авто, при этом, льготный период продолжался вплоть до конца 2019 года, что существенно увеличило количество ввезенных авто за данный период. Таким образом, в 2019-м году было зафиксировано 55478 первичных регистраций авто – это второй показатель после 2022 года. На долю Японии приходилась половина ввезенных авто в 2015-м году – 13 640 машин, в основном это было праворульное авто. Резкое падение первичных регистраций авто из Японии в 2016 году связано с запретом ввоза праворульных авто. Это привело к тому, что в последующих годах из страны восходящего солнца привозили лишь нескольких сотен или даже десятков авто в год.