Митингующие водители требовали у мэра повысить тариф, в противном случае, они перестанут работать.
Кажется, что все просто. Но это не совсем так!
- Во-первых, тарифы за проезд в маршрутных такси, да и в целом, общественного транспорта, устанавливают депутаты Бишкекского городского кенеша, а не мэр города.
Последнее повышение тарифов было именно постановлением депутатов БГК в 2012 году.
Поэтому, формально, требовать изменений надо не с мэра, а с депутатов.
- Во-вторых, водители маршруток далеко не образцовые водители, а техническое состояние машин не соответствует требованиям безопасности и экологическим нормам.
Повышая тариф до 20 сомов, даст ли это гарантии того, что владельцы и водители маршруток будут по-настоящему проходить технический осмотр? И начнут более явно соблюдать правила дорожного движения?
- В-третьих, рассматривая стоимость тарифа, надо понимать и ее структуру.
Маршрутные такси хоть и считаются общественным транспортом, но владельцами являются отнюдь не муниципалитет, а коммерческие компании. А это значит, что водители разделяют со своими работодателями полученные доходы.
Знаем ли мы каково процентное соотношение распределения выручки между компанией и водителем?
Рассуждая о реформе общественного транспорта, которая изменила бы наземную сеть маршрутных такси, автобусов и троллейбусов, важно организовать конструктивное обсуждение рекомендаций от пассажиров, перевозчиков и муниципальных властей.
Ведь предложения могут быть весьма рациональными и реализуемыми, например, разделить маршрутные такси на «комфорт» и «стандарт», следовательно повышение тарифа на «комфорт» будет обоснован более комфортными и безопасными условиями проезда.
Или внедрить систему единого способа оплаты за проезд в общественном транспорте, включая маршрутные такси. Приобретая карту/абонемент создается возможность проезда на любом виде транспорта (особенно, актуально, для тех кто ездит пересадками).
В целом, считаем, что местным властям надо определить основные цели и приоритеты развития города в части пассажирских перевозок: как будет развиваться маршрутная сеть, как она будет удовлетворять существующий и перспективный спрос и так далее — вплоть до тарифных меню. Поработать с причинами, а не последствиями, иначе постоянная нестабильность и провокации не будут способствовать развитию города и обеспечения наилучших интересов горожан.